Новости города БезФормата.Ru
Новый Уренгой
Главные новости
 
Задать вопрос?

Трудности в усвоении школьной программы и пути их преодоления

Часть I

Трудности  в усвоении навыка письма

Специфические расстройствах письма, которые называются дисграфией. Дисграфия проявляется в затруднении соотнесения звуков речи и их графического изображения, пространственного расположения букв (зеркальное письмо), разделения слов, написания букв. Ошибки в письме не связаны со знанием правил правописания. При дисграфии ребёнок с нормальным слухом не может различить сходные фонемы [б]-[п], [д] -[т] и т. п. Эта форма дисграфии носит название сенсорной, в основе ее лежит недостаточное развитие звукобуквенного анализа - фонематического слуха. Обычно такое нарушение бывает у детей, которые поздно начали говорить, неправильно произносили отдельные звуки, заменяли их другими и т. д. Если с ребенком своевременно начал заниматься логопед, то к началу обучения в школе, благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателей и родителей, у него вырабатывается довольно чистая, грамматически правильная, развернутая речь. Однако при ускорении темпа речи и усложнении речевых заданий еще наблюдаются некоторые нарушения в произношении. В школе у такого ребенка могут появиться трудности в обучении: он не может научиться.  Грамотно писать (заменяет одни буквы другими и т. д.). Не помогает ему при этом правило правописания, по которому нужно изменить слово так, чтобы после сомнительного согласного звука стоял гласный. Например, ребенок пишет лошка и, изменяя слово на ложечка, все равно пишет лошечка. Он не дифференцирует звуков [ж] и [ш]. И как ни изменяй слово, ему слышится [ш]. Такие ошибки в письме называются дисграфическими. Они отличаются от ошибок, которые делает ребенок по невниманию или незнанию правил правописания. Больше всего ошибок встречается при письме под диктовку, причем уже впервые месяцы обучения, когда ребенок пишет буквенные диктанты. Ошибки встречаются и при самостоятельном списывании текста из учебника, поскольку ребенок не «срисовывает» слова, а мысленно их прочитывает и затем пишет под собственную молчаливую диктовку. И, конечно, допускает характерные ошибки. Естественно, неправильно написанные буквы и слова снижают успеваемость, что очень расстраивает ребенка и родителей. Ученика заставляют переписывать, упрекают в небрежности, отсутствии прилежания. Но переписывание не дает желаемого результата. Какие трудности испытывают дети-дисграфики, обучающиеся в массовой школе? Дети получают тройки и двойки уже на начальном этапе обучения письму. По математике также получают подчас плохие отметки. Ведь решив задачу, нужно уметь ее правильно записать. В дальнейшем ученику бывает трудно усвоить правописание окончаний, стилистические обороты и т. д. Конечно, фонематический слух можно тренировать. Однако работа по развитию звукобуквенного анализа, формированию навыка грамотного письма требует значительных усилий от ребенка, родителей и учителя. Поэтому важно вовремя заметить у ребенка признаки дисграфии и обратиться к логопеду, при необходимости к неврологу, а при отсутствии положительного результата в дальнейшем – обратиться за консультацией к психиатру.

 

Трудности  в усвоении навыка чтения

Программа общеобразовательной школы рассчитана на то, что ребенок к концу 1-го класса должен бегло читать. Имеются определенные установки по скорости чтения, выразительности, правильности расстановки ударений и т. д. Затруднения в усвоении навыка чтения, состоят в том, что ребенок не может правильно соотнести букву и звук и поэтому не может читать текст. То есть происходит как бы обратное явление по отношению к описанной выше дисграфии  - ребенок не может усвоить, каким звуком обозначается буква - эти явления называются дислексией. Первые подозрения о возможной дислексии могут возникнуть еще на этапе дошкольного обучения в подготовительной группе детского сада, когда проводятся занятия по различению и называнию букв, а также когда родители пытаются научить ребенка читать. Выясняется,

что он путает некоторые буквы, никак их не может усвоить, и процесс обучения чтению задерживается. Это нередко раздражает родителей, они ругают ребенка, наказывают его,

заставляют подолгу учить буквы. Такое отношение вызывает у ребенка стремление избежать занятий. Некоторые дети активно протестуют и не хотят брать в руки книжку, другие пассивно подчиняются требованиям родителей и, испытывая явные затруднения в приобретении навыка чтения, начинают плакать, отказываются смотреть в книжку, становятся беспокойными, нервозными. Такие особенности поведения ребенка должны заставить родителей задуматься, в чем же причина нежелания учиться читать, и обратиться за советом к логопеду, при необходимости к неврологу, а при отсутствии положительного результата в дальнейшем – обратиться за консультацией к психиатру.

Трудности  в овладении математическими навыками

Одной из причин трудностей в усвоении счетных операций, особенно с переходом через десяток, является недостаточное понимание ребенком разрядов числа. Обычно в основе этих расстройств лежит недостаточное развитие пространственных представлений. Важно своевременно распознать эти расстройства. В раннем детстве такой ребенок путает левую и правую стороны, предлоги и наречия направления, не умеет рисовать солнышко, человечка, не играет «Конструктором». В старшем дошкольном возрасте или во время обучения в 1 классе овладевает счетом, учится производить сложение и вычитание в пределах первого десятка. Однако выполнять действия с переходом через десяток ребенку очень трудно. Умножение и деление он усваивает лучше, так как старается подменить счет механическим запоминанием, пользуется таблицей умножения. Обычно механическое запоминание на первых порах как бы компенсирует недостаток счетных операций. В дальнейшем такому ученику трудно изучать физику, химию, он путает исторические даты, особенно. Алгебраические преобразования с условными буквенными обозначениями даются легче, а доказательства теорем ученик нередко пытается заучить наизусть, не понимая сути.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Заметив неспособность ребенка в дошкольном возрасте к комбинаторной деятельности, конструированию, следует заняться выяснением ее причин и помочь ребенку освоить построение несложных конструкций. Ежедневно по 10—20 мин заниматься устным счетом, вначале с опорой на наглядность. Особое внимание обратить на понимание состава чисел (двузначных и трехзначных). Может быть, и другая причина затруднений в усвоении математики. Есть дети, которым трудно быстро сообразить, как решить задачу, представить ее решение «в уме». Таким детям нужно предложить элементарный чертеж, схему, то есть использовать опору на наглядность. Нередко дети в школе не улавливают смысл и способ решения задачи, поэтому нуждаются в повторном объяснении дома. Необходимо решить несколько задач, подобных той, которую решали в классе или задали на дом, поскольку ребенок должен обязательно усвоить типовую задачу, чтобы на контрольной или самостоятельной работе справиться с заданием. В противном случае ученик будет бояться уроков математики. Дополнительные занятия учитель должен организовать таким образом, чтобы побуждать ребенка самостоятельно думать над задачей. Желательно предварительно прочесть задачу вслух, что способствует лучшему её пониманию. Можно предложить порассуждать, это иногда помогает понять условие.

Нередко дети, не усвоив способа решения задачи, стремятся не думая, не вникая в суть, просто подобрать ответ. При этом развивается так называемая «леность мысли», ребенок не тренирует свои интеллектуальные способности. Он привыкает к мысли, что математика ему недоступна. Ребенка нужно научить думать, а не гадать, трудиться для достижения результатов и получать радость от решения задач. Если какой-то учебный материал непонятен, следует закрепить его на аналогичных заданиях, чтобы ребенок

умел решать все примеры и задачи, предусмотренные программой обучения.

 

Подготовил: Врач детский психиатр 1 категории -  Ильичёва Екатерина Сергеевна, по всем интересующим вопросам можно консультативно обращаться на приём.

20.03.17 г.

 

 

 

 

22 мая на заседании коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось подписание Соглашения о намерениях взаимодействия в организации профориентационной работы с обучающихся в 2017-2018 учебном году - Департамент образования22 мая на заседании коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось подписание Соглашения о намерениях взаимодействия в организации профориентационной работы с обучающихся в 2017-2018 учеб
23.05.2017 Департамент образования
Количество научных экспедиций в Арктику растет с каждым годом. Теплоход «Андрей Осипов» с учеными на борту накануне вышел из порта Архангельска.
22.05.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Минприроды презентовало правительству проект ледостойкой самодвижущейся платформы и, несмотря на кризис, активно продвигает проект.
22.05.2017 ОГТРК Ямал-Регион
Конференция юных исследователей - ТРК НадымНа ней было представлено более сорока работ. Тематика самая разная от здравоохранения до литературы.
22.05.2017 ТРК Надым
Сегодня, 22 мая, в Салехарде проходит коллегия департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, посвящённая вопросам создания условий для самоопределения обучающихся.
22.05.2017 Администрация ЯНАО
Основной вопрос - создание условия для самоопределения обучающихся - Департамент образования22 мая в Салехарде проходит коллегия департамента образования автономного округа.
22.05.2017 Департамент образования
В автошколах города Лабытнанги определили лучшего мастера производственного обучения - ГИБДДТрадиционно конкурсантам предстояло пройти три испытания - сдать теоретический экзамен по Правилам дорожного движения,
22.05.2017 ГИБДД
90% одиннадцатиклассников приняли участие в ВПР - Единая РоссияЗавершилось проведение всероссийских проверочных работ. Сегодня ВПР по истории писали обучающиеся 11 классов.
22.05.2017 Единая Россия
«Арктика. Старт в будущее» - Westzap.Ru19 мая, Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин обсудил с учениками старших классов «Обдорской гимназии» Салехарда будущее региона и тот вклад, который молодое поколение может в него внести.
22.05.2017 Westzap.Ru
Показатель Число Проведено проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всего):
23.05.2017 Роспотребнадзор
Сегодня главный федеральный инспектор по  Ямало-Ненецкому автономному округу Александр Ямохин провел совещание по вопросам организации в соответствии с распоряжением полномочного представителя Президента Российской Федер
23.05.2017 ГФИ в ЯНАО
Ямал готовит экологический десант на о. Вилькицкого в Арктике. Нефтяники включаются в генеральную уборку - Губернатор Кобылкин Д.Н.Проект экологической очистки островной территории Арктической зоны в регионе инициирован губернатором Ямала, Правительством автономного округа, поддержан волонтёрскими движениями.
22.05.2017 Губернатор Кобылкин Д.Н.
Ямальцы – в числе лучших в стране по итогам фестиваля «Российская студенческая весна» - Westzap.RuВ Туле завершился фестиваль «Российская студенческая весна». Его участниками стали три тысячи студентов из 85 регионов России.
23.05.2017 Westzap.Ru
Паводковая обстановка на Ямале под контролем - МЧСНа сегодняшний день организован ежесуточный мониторинг по паводковой обстановке.
22.05.2017 МЧС