Новости города БезФормата.Ru
Новый Уренгой
Главные новости
 
Задать вопрос?

Трудности в усвоении школьной программы и пути их преодоления

Часть I

Трудности  в усвоении навыка письма

Специфические расстройствах письма, которые называются дисграфией. Дисграфия проявляется в затруднении соотнесения звуков речи и их графического изображения, пространственного расположения букв (зеркальное письмо), разделения слов, написания букв. Ошибки в письме не связаны со знанием правил правописания. При дисграфии ребёнок с нормальным слухом не может различить сходные фонемы [б]-[п], [д] -[т] и т. п. Эта форма дисграфии носит название сенсорной, в основе ее лежит недостаточное развитие звукобуквенного анализа - фонематического слуха. Обычно такое нарушение бывает у детей, которые поздно начали говорить, неправильно произносили отдельные звуки, заменяли их другими и т. д. Если с ребенком своевременно начал заниматься логопед, то к началу обучения в школе, благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателей и родителей, у него вырабатывается довольно чистая, грамматически правильная, развернутая речь. Однако при ускорении темпа речи и усложнении речевых заданий еще наблюдаются некоторые нарушения в произношении. В школе у такого ребенка могут появиться трудности в обучении: он не может научиться.  Грамотно писать (заменяет одни буквы другими и т. д.). Не помогает ему при этом правило правописания, по которому нужно изменить слово так, чтобы после сомнительного согласного звука стоял гласный. Например, ребенок пишет лошка и, изменяя слово на ложечка, все равно пишет лошечка. Он не дифференцирует звуков [ж] и [ш]. И как ни изменяй слово, ему слышится [ш]. Такие ошибки в письме называются дисграфическими. Они отличаются от ошибок, которые делает ребенок по невниманию или незнанию правил правописания. Больше всего ошибок встречается при письме под диктовку, причем уже впервые месяцы обучения, когда ребенок пишет буквенные диктанты. Ошибки встречаются и при самостоятельном списывании текста из учебника, поскольку ребенок не «срисовывает» слова, а мысленно их прочитывает и затем пишет под собственную молчаливую диктовку. И, конечно, допускает характерные ошибки. Естественно, неправильно написанные буквы и слова снижают успеваемость, что очень расстраивает ребенка и родителей. Ученика заставляют переписывать, упрекают в небрежности, отсутствии прилежания. Но переписывание не дает желаемого результата. Какие трудности испытывают дети-дисграфики, обучающиеся в массовой школе? Дети получают тройки и двойки уже на начальном этапе обучения письму. По математике также получают подчас плохие отметки. Ведь решив задачу, нужно уметь ее правильно записать. В дальнейшем ученику бывает трудно усвоить правописание окончаний, стилистические обороты и т. д. Конечно, фонематический слух можно тренировать. Однако работа по развитию звукобуквенного анализа, формированию навыка грамотного письма требует значительных усилий от ребенка, родителей и учителя. Поэтому важно вовремя заметить у ребенка признаки дисграфии и обратиться к логопеду, при необходимости к неврологу, а при отсутствии положительного результата в дальнейшем – обратиться за консультацией к психиатру.

 

Трудности  в усвоении навыка чтения

Программа общеобразовательной школы рассчитана на то, что ребенок к концу 1-го класса должен бегло читать. Имеются определенные установки по скорости чтения, выразительности, правильности расстановки ударений и т. д. Затруднения в усвоении навыка чтения, состоят в том, что ребенок не может правильно соотнести букву и звук и поэтому не может читать текст. То есть происходит как бы обратное явление по отношению к описанной выше дисграфии  - ребенок не может усвоить, каким звуком обозначается буква - эти явления называются дислексией. Первые подозрения о возможной дислексии могут возникнуть еще на этапе дошкольного обучения в подготовительной группе детского сада, когда проводятся занятия по различению и называнию букв, а также когда родители пытаются научить ребенка читать. Выясняется,

что он путает некоторые буквы, никак их не может усвоить, и процесс обучения чтению задерживается. Это нередко раздражает родителей, они ругают ребенка, наказывают его,

заставляют подолгу учить буквы. Такое отношение вызывает у ребенка стремление избежать занятий. Некоторые дети активно протестуют и не хотят брать в руки книжку, другие пассивно подчиняются требованиям родителей и, испытывая явные затруднения в приобретении навыка чтения, начинают плакать, отказываются смотреть в книжку, становятся беспокойными, нервозными. Такие особенности поведения ребенка должны заставить родителей задуматься, в чем же причина нежелания учиться читать, и обратиться за советом к логопеду, при необходимости к неврологу, а при отсутствии положительного результата в дальнейшем – обратиться за консультацией к психиатру.

Трудности  в овладении математическими навыками

Одной из причин трудностей в усвоении счетных операций, особенно с переходом через десяток, является недостаточное понимание ребенком разрядов числа. Обычно в основе этих расстройств лежит недостаточное развитие пространственных представлений. Важно своевременно распознать эти расстройства. В раннем детстве такой ребенок путает левую и правую стороны, предлоги и наречия направления, не умеет рисовать солнышко, человечка, не играет «Конструктором». В старшем дошкольном возрасте или во время обучения в 1 классе овладевает счетом, учится производить сложение и вычитание в пределах первого десятка. Однако выполнять действия с переходом через десяток ребенку очень трудно. Умножение и деление он усваивает лучше, так как старается подменить счет механическим запоминанием, пользуется таблицей умножения. Обычно механическое запоминание на первых порах как бы компенсирует недостаток счетных операций. В дальнейшем такому ученику трудно изучать физику, химию, он путает исторические даты, особенно. Алгебраические преобразования с условными буквенными обозначениями даются легче, а доказательства теорем ученик нередко пытается заучить наизусть, не понимая сути.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Заметив неспособность ребенка в дошкольном возрасте к комбинаторной деятельности, конструированию, следует заняться выяснением ее причин и помочь ребенку освоить построение несложных конструкций. Ежедневно по 10—20 мин заниматься устным счетом, вначале с опорой на наглядность. Особое внимание обратить на понимание состава чисел (двузначных и трехзначных). Может быть, и другая причина затруднений в усвоении математики. Есть дети, которым трудно быстро сообразить, как решить задачу, представить ее решение «в уме». Таким детям нужно предложить элементарный чертеж, схему, то есть использовать опору на наглядность. Нередко дети в школе не улавливают смысл и способ решения задачи, поэтому нуждаются в повторном объяснении дома. Необходимо решить несколько задач, подобных той, которую решали в классе или задали на дом, поскольку ребенок должен обязательно усвоить типовую задачу, чтобы на контрольной или самостоятельной работе справиться с заданием. В противном случае ученик будет бояться уроков математики. Дополнительные занятия учитель должен организовать таким образом, чтобы побуждать ребенка самостоятельно думать над задачей. Желательно предварительно прочесть задачу вслух, что способствует лучшему её пониманию. Можно предложить порассуждать, это иногда помогает понять условие.

Нередко дети, не усвоив способа решения задачи, стремятся не думая, не вникая в суть, просто подобрать ответ. При этом развивается так называемая «леность мысли», ребенок не тренирует свои интеллектуальные способности. Он привыкает к мысли, что математика ему недоступна. Ребенка нужно научить думать, а не гадать, трудиться для достижения результатов и получать радость от решения задач. Если какой-то учебный материал непонятен, следует закрепить его на аналогичных заданиях, чтобы ребенок

умел решать все примеры и задачи, предусмотренные программой обучения.

 

Подготовил: Врач детский психиатр 1 категории -  Ильичёва Екатерина Сергеевна, по всем интересующим вопросам можно консультативно обращаться на приём.

20.03.17 г.

 

 

 

 

Стартовал окружной конкурс юных инспекторов движения - Департамент образованияВсе 13 команд в сборе и готовы отстаивать свое право на звание лучшей команды ЮИД в Ямало-Ненецком автономном округе.
29.03.2017 Департамент образования
Научных исследований в российской Арктике уже сейчас немало, а вот хозяйственная деятельность пока остается недостаточной.
28.03.2017 ОГТРК Ямал-Регион
29 марта пройдет заседание Общественного совета при департаменте образования.
28.03.2017 Департамент образования
Капитал молодого специалиста могут получить нетрудоустроенные молодые люди в возрасте до 25 лет - МО Ямальский районЦентр занятости населения Ямальского района приглашает выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования принять участие в государственной программе «Содействие за
28.03.2017 МО Ямальский район
Новая начальная школа-детский сад впервые принимала своих маленьких гостей - в учреждении прошел День открытых дверей.
28.03.2017 Администрация г. Муравленко
Во французском лицее на перемену позвали песней «На холодном Ямале»! - Красный СеверФото: из архива Светланы Бордиян На здании лицея Бертран де Борн во Франции установлен российский флаг, повсюду слышна русская речь.
28.03.2017 Красный Север
Стартовала II Каникулярная школа Приуральского района - Департамент образования27 марта на базе школы с. Белоярск открыла работу II Каникулярная школа для старшеклассников Приуральского района.
28.03.2017 Департамент образования
Педагоги Лабытнанги выработали совместную образовательную стратегию в рамках Естественнонаучной концепции - Департамент образованияКачественное естественнонаучное образование, эффективная подготовка высококвалифицированных кадров для муниципальной и региональной экономики – вот ключевые стратегические задачи муниципальной системы образования города Лабытнанги.
28.03.2017 Департамент образования
Ноябрьцев прооперирует светило медицины - N24.RUПроцесс увидит вся Россия и ряд стран зарубежья С мастер-классами в Ноябрьск на два дня приедет московский хирург-онколог Эдуард Галлямов.
29.03.2017 N24.RU
Накануне европейскому потребителю было отправлено 107 тонн оленины с Ямала.
29.03.2017 Администрация ЯНАО
Накануне состоялось заседание Совета по экономической политике под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Александра Моисеева прошло,
29.03.2017 Администрация ЯНАО
Экстремалы Ямала прошли тест на ВИЧ - Центр СПИД25 марта 2017 года прошла профилактическая акция в рамках  фестиваля экстремальных видов спорта на базе развлекательного комплекса «Белая гора»,
29.03.2017 Центр СПИД
Под председательством заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Александра Моисеева прошло заседание Совета по экономической политике,на котором обсудили ход ис
29.03.2017 ГФИ в ЯНАО